Гужевой транспорт уже давно массово не применяется для перевозок грузов и пассажиров. Хотя в сельской местности, в регионах с плохими дорогами без твердого покрытия его еще можно встретить. Гужевая повозка также используется в частном секторе и для внутрихозяйственных перевозок на фермах, при организации полевых работ, при заготовке леса.
Отдельно можно выделить организацию развозок гужевым транспортом пассажиров по туристическим маршрутам в черте города. Развитие этого направления предпринимательства требует урегулирования, так как все чаще случаются ДТП с участием такого транспорта, а действующая нормативная база давно устарела.
Обычный транспорт или красивая традиция?
Рассуждая о том, является ли гужевая повозка транспортным средством, следует принять во внимание, что, несмотря на бурное развитие технологий, в некоторых районах земли именно такое транспортное средство остается основным способом передвижения и перевозок различного груза.
Конные упряжки – украшение романтических свадеб, развлечение для туристов, помощь фермерам. Собачьи и оленьи упряжки – традиционный способ передвижения для жителей Крайнего Севера, где техника дает сбои в условиях сорокаградусных морозов, а ездовые животные быстро и безопасно перевозят грузы и людей. Трудно сохранить работоспособность техники и в условиях невероятной жары, где надежно движутся в заданном направлении караваны повозок, запряженных мулами, верблюдами, слонами. По всему миру миллионы людей и тонны грузов ежегодно перевозят тем же способом, что и наши далекие предки, – в телеге.
В современном мире среди разнообразных средств передвижения не утратила актуальности гужевая повозка. Фото мегаполисов, где среди потока современных автомобилей движутся конные упряжки, – тому подтверждение. А в сельской местности такой способ передвижения может оказаться более удобным и доступным.
Выездной гужевой транспорт
Карета
Карета — вид четырёхколёсного закрытого рессорного экипажа, выполненный в максимально праздничном дизайне. Современные модели вмещают в среднем четырех пассажиров, не считая кучера, но в прошлые века карета, являясь основным средством передвижения знатных господ, вмещала по десять и более человек.
Фаэтон
Фаэтон — летняя городская карета с откидным складывающимся верхом. Отличается тихим ходом. “Фаэтон” в переводе с древнегреческого — красивый, хорошенький, что максимально подходит этой модной щёгольской повозке.
Вагонет
Вагонет — удлинённая, максимально лёгкая по конструкции пассажирская повозка, позволяющая, в отличие от кареты, перевозить большие компании от шести до десяти человек. Существуют как крытые тентом, так и открытые модели.
От саней до фаэтона
Интересно, что к гужевому транспорту относятся самые разнообразные виды повозок – телеги, фургоны, двуколки, кареты, фаэтоны, коляски и даже сани, а запряжены в них могут быть не только лошади, но и ослы, ишаки, ездовые собаки, верблюды и даже слоны. Поэтому, отвечая на вопрос о том, какое транспортное средство называется гужевой повозкой, наиболее точный ответ – это вид колесного безрельсового транспорта, приводимый в движение животными.
Причем этот вид транспорта, как и большинство других, может быть пассажирским, грузовым или специального назначения. Гужевые повозки следует отличать от вьючных, тут груз закреплен непосредственно на спине или боках ездовых животных.
Данный вид транспорта является экологически чистым, но не может состязаться с автомобильным, железнодорожным и воздушным по скорости, грузоподъемности и объему пассажироперевозок. Кроме того, тягловые животные могут испугаться резких звуков, заболеть, заупрямиться во время пути. То есть, без сомнения, гужевая повозка – транспортное средство, управление которым требует соблюдения правил безопасности.
Животные
Несмотря на то что конная повозка среди гужевого транспорта наиболее распространена, в качестве тягла еще используют силу оленей, собак, мулов, ослов, волов и буйволов. Такие транспортные средства двигаются медленно, на дороге водителям автомобилей их приходиться обгонять. В связи с этим гужевые животные могут представлять потенциальную опасность из-за непредсказуемой реакции на изменение обстановки (громкий сигнал, резкий или опасный маневр при обгоне, встречный разъезд габаритной техники, ослепление светом фар в ночное время).
В планах разработчиков новых норм к гужевому транспорту также обозначить и требования к содержанию «тягловой силы». Следует урегулировать положения, запрещающие нанесение животным побоев и прочих истязаний, превышающих допустимое воздействие при управлении и способных нанести им вред.
Что общего у каюра и велосипедиста
Человека, который управляет упряжкой, называют в общем случае ездовым. В зависимости от упряжных животных это может быть кучер (управляет упряжкой копытных животных) или каюр («рулит» ездовыми собаками). Независимо от вида гужевого транспорта, передвигаясь по общественным магистралям, ездовой обязан сообщать другим участникам дорожного движения об изменениях темпа или направления езды: о поворотах, перестроении на другую полосу, замедлении, ускорении и остановке. Условные знаки можно подавать рукой или кнутом, по содержанию и смыслу они похожи на жесты, которые используют простые велосипедисты.
Особенности
Тележка в зависимости от конструкции может иметь одну или две оси. В зимнее время в местах с устойчивым снежным покровом колесные повозки заменяют санями. Запрягать можно одно животное, пару, тройку. В ряде случаев встречается движение цугом, когда несколько таких пар следуют друг за другом, находясь в последовательном соединении. В таком случае первые животные являются ведущими, ими управляют, а остальные движутся следом.
В зависимости от конструкции кузова различают: телеги, кареты, двуколки (двухколесная повозка), детские коляски. По форме кузова: фаэтоны, кабриолеты, фургоны. По назначению среди них могут определяться грузовые и для пассажирских перевозок: туристические, парадные или церемониальные, катафалки.
Все по правилам
Независимо от назначения использования, следование гужевого транспорта по дорогам требует строгого соблюдения правил. Например, как и другой медленно движущийся транспорт, повозки могут следовать по одной полосе, если только ее смены не требуют соответствующие знаки. При необходимости поворота на другую дорогу кучер обязан подать соответствующий знак перед сменой полосы движения. Сворачивая в ворота или боковой проезд, ему не требуется менять полосу движения, можно оставаться на прежней.
Для передвижения в темное время суток и в условиях плохой видимости все виды гужевых повозок должны быть обязательно оснащены осветительными приборами. На торцевой стороне повозки должен быть закреплен светоотражающий элемент красного цвета. Там же рекомендовано прикрепить предупреждающий знак – красный треугольник, который будет хорошо заметен и в светлое время суток.
Право управлять повозкой надо доказать
В некоторых странах мира, например в Великобритании, управлять гужевым транспортом разрешено всем, даже детям. Это правило не менялось на протяжении последних столетий. Однако в российских условиях ответ на вопрос о том, нужны ли права на гужевую повозку, был переосмыслен совсем недавно.
В России любой вид транспорта, в том числе и гужевой, на законодательном уровне признан источником повышенной опасности. Следовательно, управление повозкой можно осуществлять только с четырнадцати лет. А с 2021 года правила стали еще более жесткими – для управления, например, конной упряжкой, требуется получить водительские права, а само транспортное средство теперь подлежит обязательной регистрации в ГИБДД.
Каждая повозка должна иметь собственный регистрационный знак, а разрешение на управление выдается сроком на 5 лет. Любопытно, что порядок получения прав на управление гужевым транспортом предполагает сдачу экзамена. Однако, как именно будет производиться обучение кучеров и выполняться проверка их мастерства, пока доподлинно неизвестно.
Необходимость получения прав на управление гужевым транспортом – дополнительное подтверждение как популярности этого средства передвижения, так и того, что даже конная упряжка является полноценным участником дорожного движения.
Гужевая повозка: определение
Такой вид транспорта предполагает использование животных в качестве тягловой силы. Он может обеспечивать и грузовые, и пассажирские перевозки. Название определяет короткая кожаная петля (гуж), которой оглобли (деревянные направляющие повозки) с обеих сторон соединяются с дугой и упряжью.
Такая конструкция обеспечивает необходимую жесткость транспортному средству. В варианте повозки без выдающихся вперед оглобель гужи более длинные. Они называются постромками и крепятся непосредственно к прицепу. Эта конструкция не обеспечивает жесткости сцепки. Прицеп по инерции может при остановке продолжать движение накатом, а потому должен оборудоваться тормозом.
В большинстве случаев под гужевым транспортом предполагается повозка с лошадьми, хотя в качестве тягла могут использоваться и другие животные.
У лошадок тоже есть права
Новацией правил дорожного движения является отдельное внимание к соблюдению прав животных, которые будут использоваться при осуществлении гужевых перевозок:
- Разрешено впрягать в повозку только животных, которые специально обучены этому и предназначены для такого вида использования.
- Каждый владелец гужевого транспорта обязан соблюдать требования гуманного отношения к животным, и в случае их нарушения он может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности.
- Нагрузка повозки должна соответствовать массе животных, которые обеспечивают ее передвижение.
И верхом, и шагом
Любопытно, что действующие в России правила дорожного движения устанавливают единые условия передвижения животных как запряженных в телеги и сани, так и вьючных и передвигающихся в стадах.
Всем видам транспорта с участием животных в городской черте разрешено передвигаться только в светлое время суток, причем занимать допускается только правую сторону.
Таким образом, все виды гужевых повозок являются полноценным транспортом, их передвижение и использование регулируются правилами дорожного движения, которые следует неукоснительно соблюдать всем, кто ими управляет.
За и против
Преимущества подобного транспорта очевидны:
- он экологически чист;
- «отходы» являются натуральным удобрением, т.е. их можно использовать вторично;
- душевный комфорт во время поездки.
Но недостатков более чем достаточно:
- малая мощность;
- низкая маневренность;
- ограниченная скорость;
- большие габариты;
- проблемы со стоянкой – поиском места, парковкой и ожиданием хозяина в течение нескольких часов;
- отсутствие комфорта – шум, тряска, слабая защита от атмосферных явлений (ветра, осадков, перемены температуры);
- перемещение возможно только на небольшие расстояния;
- обязательно наличие спецпомещения для содержания животного, повозки, кормов с учетом летнего и зимнего периода;
- сравнительно небольшая грузоподъемность;
- необходимо ежедневное и умелое обслуживание.